Здравствуйте. Я убила своего крыса при первой попытке сделать ингаляцию небулайзером. Вообще крыс у меня только второй (в жизни), и это только вторая смерть. Первый крыс умер сам, и за его смерть я себя не винила, но вот за второго я всю оставшуюся жизнь буду себя ненавидить.
Не знаю, зачем это пишу. Хочется поддержки, с одной стороны, у кого были подобные случаи или кто так или иначе убивал крыс «своими руками». А с другой стороны, понимаю, что поддержки я не очень достойна. И просто хочу спросить.
Насколько сильно мне стоит себя винить? Насколько тупо и необдуманно я с ним поступила? Насколько критичными были мои ошибки? Критичными, это я и сама понимаю, раз итогом стала смерть, но все же… была ли она неизбежной или был шанс вылечить делай я все правильно? Или это тот случай, когда состояние было слишком тяжелое и НЕ мои ошибки оказали решающее значение?
Крыс ориентировочно два года по словам врача. В один день (03.03.25) я стала замечать, что он будто бы чаще обычного стал появляться у миски с водой и реже (если вообще появлялся) - у миски с едой. К сожалению, не придала сильного значения этому факту, потому как с рук он ел у меня хрустящие лакомства и кусочки овощей и фруктов.
На следующий день я заметила, что наклон головы (был изначально, я нашла крыса на мусорке в переноске на снегу в декабре прошлого года) усилился, и вообще он плох, наверное, при смерти, дышал боками. Двигался мало, но мог даже залезть на одноэтажный домик. Кстати, даже в клетке как будто бы тянулся куда-то вверх. На крыше этого домика полез по прутьям в углу (невысоко, просто оперся передними лапками) и так там и остался висеть.
Решила срочно везти в клинику, где принимали первый раз (у постоянной врача был выходной). Врач сказал, что его больше всего беспокоит вот это его учащённое дыхание. Впервые попытались сделать рентген грудной клетки. Черныш извивался, предложили подгазить. Я побоялась и отказалась. Назначили опять сумамед 20 мг 2 р/д, дексаметазон 0,5 мг по 1/8 таблетки раз в день. Все дала. Вес был 409 г.
В тот день он перестал есть даже вкусняшки из рук и перестал подходить к миске с водой. Очень сильно извивался, когда выпаивала дексаметазон (к шприцу с сумамедом все ещё тянулся сам), отчего состояние ухудшалось, дыхание становилось ещё и озвучено, начинал клокать ртом, открывал его. Есть видео, извините, если не по инструкции, тогда их не читала. Могу приложить, только пока не поняла, как. Отдыхал, после этого звуки исчезали. Подносила к носику маленький пузырёк, и он оттуда пил. Также давала сладкий чай. Из еды съел немного размолотого банана и чуть рисовой кашки.
Дожил до среды (05.03). Не ел уже ни кашу, ни пюре из банана, двигался ещё меньше, в основном лежал пластом на гамаке, но умудрялся залезать ещё и на верх двухэтажного гамака, чего в здоровом состоянии обычно не делал. Он и раньше двигался несколько неловко из-за этого наклона и как будто бы сам понимал, что стар для этого и избегал высоко лезть, но теперь как будто искал самую высокую точку.
Деревянный домик я тогда убрала, боялась, что упадёт, ударится, так как движения из-за усиления наклона стали ещё более неловкими, сползал, переворачивался из-за наклона головы. Воду не пил из пузырька, попил сладкого чая и то недопил.
К этому моменту дала три дозы сумамеда и вторую дозу дексаметазона (считаю общее количество за два дня). По мне ухудшение прогрессировало, но в то же время состояние было тяжелое, но как будто бы стабильное. Повезла к постоянному вету, она спокойно сделала рентген без наркоза: отёк легких, жидкость в легких и газы то ли в желудке, то ли в кишечнике (не помню) из-за того, что не ел. Могу приложить фото рентгена и диагноз. Мне сказала, что прогноз осторожный, что даже при соблюдений всех рекомендаций все равно может погибнуть.
Вес уже был 389 г. Врач сделала укол фуросемида и прописала в дальнейшем мне ставить его же по 0,15 мл 2 раза в день (но до них мы не дошли). Посадила на кислород. Прописала ингаляции будесонид 1 мл + натрия хлорид 0,9% 5-10 минут. Я отвезла крыса домой, а сама пошла по городу покупать лекарства и небулайзер. Также закупилась детскими пюре, чтобы кормить принудительно. Готовилась к ночи.
Так старалась, хотела сделать все как лучше, торопилась. Вместо того, чтобы сначала покормить его, попоить, решила сделать первым делом ингаляцию… Потом думала уже покормлю и дам последнюю на сегодня порцию сумамеда. Встал вопрос, а в чем и как же сделать эту ингаляцию. И вроде как что-то читала уже про боксы, но в доме не нашлось достойной готовой ёмкости. Нашли один контейнер из мягкого пластика пищевой. Попробовала сначала его туда посадить, хоть и понимала, что он еле-еле туда влезет целиком.
Он, естественно, сразу начал вырываться оттуда, выныривать из-под крышки. Вырывался, кстати, уже как только вынесла из клетки и потащила к месту экзекуции на руках, видимо, помня выпаивание дексаметазона. Стало понятно, что это точно не вариант, конечно. В общем, дальше я не придумала ничего лучше, как взять две половины от двух разрезанных пятилитровых бутылок из-под воды и надеть одну на другую.
По периметру верхней были уже давно проделаны маленькие дырочки как для ёмкости под рассаду. Диаметром 0,2 см, 20
шт. Отверстие под насадку небулайзера, по бокам тоже оставались дырочки, побольше, чем первые. Кроме того, стенки одной половины (нижней) не соприкоснулись плотно со стенками другой (верхней). То есть были своего рода пазухи по бокам, было свободное пространство между этими кусками бутылей, а в нем какой-никакой, но тоже воздух.
То есть в моем понимании емкость не была герметичной и хотя бы углекислый газ должен был выходить. У меня не было ощущения, что я сажу крыса в какой-то карцер. Там ему, конечно же, тоже не очень понравилось, но я опять-таки не сильно придала этому значения. Думала, что перетерпит и все, думала, что важнее ввести лекарство.
Спойлер: небулайзер ещё и неправильно работал и не распылял лекарство, просто дул, хотя до этого тестили без крыса и четко видели пар. А второй раз включила сама и не увидела его, забеспокоилась, но решила, что может я просто его не вижу, но он есть. Крыс сразу стал лезть опять наверх, цеплялся лапками за край нижней половины бутыли и повисал там. Боялась, что он порежется. Но он не порезался. Потом зацепился зубками и повис. Я проделала ещё три дырочки ближе к мордочке, пошире и подлиннее: одна 1 см длиной, вторая - 1,7, третья - 1,8.
Иногда я убирала насадку и проверяла, идёт что-то оттуда или нет, крыс в это время высовывал в эту большую дыру всю мордочку и даже пытался разгрызть её, а я, дура тупая, потом безжалостно запихивала его обратно. Потом сполз вниз. Был внизу какое-то время, потом раз - я смотрю, мордочка опять вверху, потом опять упал, потом опять вверху. Тогда как раз прошло уже десять минут. Даже чуть затянула, вытащила его на одиннадцатой минуте, поняла, что мне это все не нравится.
Смотрю, крыс странно дернулся. Не очень произвольно будто. Сначала не поняла. Потом ещё. Как небольшой скачок. Поднесла уже насадку тупо к носу и рту. Уже лежал спокойно. На, дыши, малыш. Я думаю, ну хорошо, успокоился, даже дышать как будто легче стал. И бочки вздыматься перестали. Ага. А он не легче стал дышать, а реже.Теперь понимаю, что это агония была. Не очень интенсивная и бурная, но агония. И глазки приоткрыл. До этого наоборот прикрытые были. А тут открыл. Но не могу сказать, что в ужасе широко распахнутые. Нет. Но… это было все. Смотрю, так и застыл. Я ещё пыталась его неумело реанимировать типа, какое-то искусственное дыхание сделать, сердечко помассажить, наивная, но ничего это не изменило.
Я потом ещё и сама засунула голову в эту чёртову бутылку, сама себе смоделировать попыталась, что он чувствовал. Дышала, специально как можно плотнее прижала. 11 минут. И не задохнулась. Даже с забитым носом. Да, воздух был несколько подсперт и горяч, от моего дыхания бутыль запотела, потому что я дышала почти сразу на стенки. Но от крысиного я запотевания не заметила. От меня туда влезла одна голова, а он влез туда целиком. И оставалось ещё место. И так как он сам в сотни раз меня меньше, то по идее воздуха должно было хватить ему на дольшее время, чем мне. Но у меня не было отёка легких, конечно же, так что в полной мере я не могу прочувствовать, видимо, как ОН себя чувствовал.
Хочу винить кого-то другого, например, врача, которая не уточнила точные размеры бокса, точные размеры дырочек. Просто сказала: сделайте (маленькие?.. кажется, она сказала маленькие) дырочки на противоположной стороне, пусть у вас будет проточная вентиляция. Что-то типа того. Виню себя, что не отложила эту чёртову ингаляцию, тем более НЕработающим нормально прибором, до утра.
По сути, я ему сократила срок жизни своими руками. Насколько? Вопрос. Думаю, на пару-тройку дней точно. В общем, была ли больше виновата я или же отёк легких и почтенный возраст?
Так что это было? Неужели там действительно ему было невозможно дышать? Или он перенервничал и на стрессе получил сердечный приступ, а уж потом задохнулся?
Хочется верить, что хотя бы второе, хоть это и несильно лучше. Но и стресс вроде как был не сильно выраженным. Он ведь не кидался по стенкам так уж отчаянно (как мне казалось). Вот я и не выпустила. Думала, нормально…Но уж знать, что ты своего крыса просто задушил - это уж совсем выше сил. Когда он умирал у меня на глазах, дыхание у него не было озвученным, как после выпаивания дексаметазона, когда он точно выглядел как задыхающийся.
Подсчитала, что в чёртовой бутыли должно было быть ок. 3 литров объема. Дома был контейнер из твёрдого пластика, но без крышки, тоже на три литра. Так вот по размерам он на мой взгляд был сопоставим со стеклянной камерой в клинике, где он дышал кислородом, может, та была на 4 литра. Он лёг поперёк и почти упёрся вплотную носиком в стенку. Но он там лежал спокойно.
Потому что дышал кислородом? Там все точно было намного герметичнее, чем у меня. Тогда ещё удивилась, искала дырки и не нашла, только одна трубочка напротив с заглушкой, непонятно, открытой или нет. И пролежал там намного дольше. Полчаса точно, может, минут сорок.