В этот октябрьский день на улицах было особенно оживленно: и дети, и взрослые, пытаясь насладиться последними солнечными днями, гуляли в скверах и парках, бродили по улицам, рассматривая витрины. Возле аттракционов толпилась детвора, поедая сахарную вату в ожидании своей очереди. Звучала музыка, ей в такт шелестела пожелтевшая листва и время от времени опадала с деревьев, совершая всякий раз неповторимый танец в воздухе. Рыжий кот нагло развалился в центре клумбы, иногда лениво поглядывая на двух своих дальних родственников – племянников своей двоюродной тетушки, еще совсем молодых котят. Эти неугомонные проказники, распушив полосатые хвосты, нападали на перекатывающиеся по дорожке листья. Они испускали воинственное мяуканье и, не обращая никакого внимания на прохожих, отважно бросались на хитрые листики, которые убегали и дразнились, покачиваясь на ветру.
Но такое праздничное настроение царило не везде, а лишь на центральных улицах. Маленькие улочки были абсолютно безлюдны, хотя в их тишине особенно улавливался дух осени; можно было шуршать уже подсохшей листвой, наблюдать за разлетающейся в воздухе паутиной и щуриться, глядя на легкие облачка в виде затейливых фигурок. Одна небольшая мышка, выскочив из подвального окна, осмотрелась вокруг, недовольно фыркнула себе под нос и побежала по мышачьим делам, которых в это время у нее было особенно много. Ведь осень – это самое время готовиться к зиме, особенно для всяких мелких зверушек.
На одной из таких улочек находился зоомагазин. В нем в этот день было совсем мало посетителей: двое мальчиков, которые рассматривали рыбок, и пожилая женщина, которая выбирала корм для кота. Было так тихо, что казалось, будто бы вся живность одновременно решила устроить себе тихий час. Но спать никто не собирался. Кролик в дальнем углу клетки с деловым видом дожевывал разумно припрятанный кусочек моркови, вызывая этим чувство зависти у своего соседа – другого кролика, который уже давно все съел. Обитатели зоомагазина лениво поглядывали на людей, понимая, что вряд ли сегодня кого-нибудь из них заберут в новый дом. Самым важным событием за сегодняшний день было падение хомяка. Он забрался под самый потолок клетки и там уснул. Когда он шлепнулся, зверушки лениво и нехотя посмотрели в сторону хомячьей клетки, шиншилла пробурчала что-то про всяких невоспитанных, и все опять погрузились в дремотное состояние.
В углу на прилавке стояла клетка с крысами. Это были самые шумные обитатели магазина, и остальные звери их недолюбливали за постоянную возню и писк. Особенно выделялись две черненькие крысы-сестрички. Они обе были крайне непоседливы. Шума и писка от них было раза в три больше, чем от остальных крысок. Крысы-сестрички, черненькие, с белыми грудками и белыми лапками, только что проснулись и теперь собирались погрызть корм и понаблюдать за людьми. Это занятие им очень нравилось: совсем недавно они научились плеваться зернышками и теперь тренировались в меткости. Мишенью служила клетка со старым вредным попугаем, который только и делал, что пугал всех обитателей магазина. Он рассказывал зверькам, что люди покупают их, а потом съедают. В доказательство своих слов он говорил: «Ведь вы все питомцы. А что делают с питомцами? – Ими питаются!» И даже заверения, которые делали продавцы, не помогали. Хомяки боялись особенно, поэтому всякий раз, когда перед их клеткой останавливались люди, они притворялись мертвыми. Правда, крыски не особенно верили попугаю. Они говорили, то, что едят – продается в разделе корма, а они там не продаются. Но все-таки этот вопрос их немного волновал.
Не успели крысы как следует подкрепиться, как в магазин вошли мужчина и женщина. Они понаблюдали за рыбами в аквариумах, с любопытством посмотрели на шиншиллу, которая на всякий случай прикинулась спящей, и тушканчиков, постояли возле клеток с попугаями и уже собирались уходить, как вдруг заметили клетку с крысами. В ней было несколько крысок, но две были особенно заметны. Пасючки стояли на задних ножках, напоминая маленькие мешочки с лапками. Черные глазки-бусинки с любопытством и удивлением поглядывали на людей. Казалось, что зверьки хотели что-то сказать.
— Какие они миленькие и забавные! – сказала женщина.
— И, наверное, очень смышленые. Это у них по мордочкам видно, – добавил мужчина. – Надо их непременно купить и поселить с нами.
— Покажите нам, пожалуйста, этих двух, – попросил мужчина продавщицу.
Крысок-сестричек достали из клетки и передали покупателям в руки. Та, что поменьше, любопытно повела носиком и стала бегать по свитеру мужчины.
— Мы ее берем, – сказал мужчина.
В это время крыска, которая была чуточку больше, настороженно повела ушками и на всякий случай плюнула в продавщицу семечкой.
— Вредный пасючок! – вскрикнула продавщица.
— Ее тоже непременно надо взять! – умилившись такой выходкой, сказала женщина.
Через пару минут продавец посадила двух сестричек в маленькую коробку и вручила покупателям (еще крыскам купили домик и мисочки для еды и воды).
Так началась новая жизнь и приключения двух хорошеньких крысок.