Тоже внесу 5 копеек. У меня из собственного дества-юношества совершенно другие впечатления о живых уголках. Сама ходила в кружок юннатов с живым уголком. Помещение было изолировано от других посетителей - только несколько биокружков (по возрастам). Кормили животных строго под присмотром преподавателя, перед этим еду готовили (резали, смешивали и т.п.). В зооуголке всегда вели себя тихо, серьезно. Приходили туда наблюдать, зарисовывать животных и птиц, потом писали отчеты и т.п. К нам приносили разных животных и птиц: от кого-то отказывались из-за агрессии, кого-то находили больным или раненым на улице. Преподаватели старались всех выходить и приютить, но не всегда получалось
Мы тоже старались помочь и учились. У меня оттуда была очень агрессивная самка волнистого. До старости не шла на контакт от слова "совсем", клевалась жестко, портила книги, обои и все, до чего могла дотянуться. Но нас уже правильно воспитали - никто ее на улицу не выпустил. Условия для животных были не идеальными, но лучше чем на улице. А у тех, кто к нам попадал, других вариантов не было - смерть на лице от голода/холода/хищников. Если получалось отдать в ответственные руки - животное пристраивали, но на всех руки не найдешь. Попугаиху мою возвращали несколько раз из-за характера, пока я ее себе не забрала (естественно, договаривались педагоги с родителями).
И еще был опыт у мамы (биолог по образованию). Когда-то работала в крутом детском саду (то ли частный, то ли на половину - знаю, что к ним регулярно приезжали представители ЮНЕСКО). Мама вела там экологическое воспитание. Тоже был живой уголок. Отдельная большая комната, вся в цветах. Там был аквариум, попугаи, хомячки, черепашки, кролик (кого помню). Внешние условия (оборудование, клетки, питание и т.п.) - очень хорошие, сама бы там жила
Каждая группа приходила на занятие 1 раз в неделю (15-30 минут в зависимости от возраста). Групп в саду 8 или 10. Не сложно посчитать сколько времени животные находились в компании детей. Не думаю, что это сильно влияло на их здоровье. Родители туда вообще не допускались. Все общение детей с животными строго контролировалось, т.к. детки тоже не из простых семей - проблемы никому не нужны. Остальное время мама занималась животными сама+одна из уборщиц в помощь. Да, в выходные зверей только кормили. А на лето сад не закрывался, пока мама была в отпуске ее помощница (уборщица) следила за животными. Никакого сезонного вымирания не было, т.к. за животными ухаживали, их любили. В случае болезни, лечили. Да, умирали, но не от плохих условий.
С другой стороны, крыс в живых уголках я раньше не видела.
Мое мнение: хорошо, когда животные живут дома, у них есть любящий Хозяин и т.п. Но тут вопрос, как лучше: выживать в ужасных условиях (как Катюша, или те же виварцы в лабораториях), стать кормовым объектом или жить в живом уголке с адекватным руководителем. При таком выборе я однозначно за живой уголок. Вот только девушке, действительно, надо продумать нюансы (особенно летний период).