У меня был крыс Снусмумрик. Его отцом был чистокровный пасюк, матерью девочка из линии потомков новосибирских поведенческих пасюков.
Он не подселился в стаю и кусался в клетке - охранял территорию свою.
У нас с ним были странные отношения. Он никогда не просился на выгул. Но если открыть клеть, то выходил сам. Гулял по кровати, заходил на руки. Его можно было гладить на руках или по мере его продвижения по выгулу. Любил играть с перьевой палочкой.
При этом на своих сородичей он бросался с первых секунд, метил в шею. Это было страшно. Даже в ванной. А к людям относился дружелюбно. И с возрастом стал совсем ласковым, мог подолгу лежать на ручках и слушать, как я его глажу. Я никогда не пробовала целовать его в нос или в пузо. Не знаю, как бы он к этому отнесся. Всех других крыс, которые жили у меня, можно было тискать и жмакать, как угодно, даже брутального Айсика, который покусал некоторое число народу, но меня - никогда
Критериев человекоориентированности я не знаю. но как-то никогда не ждала от крыс, что их весь мир сойдется клином на мне одной. Для меня важно всегда было, что крыса не агрессивна, ласку воспринимает, с ней можно взаимодействовать - чесать или играть. Не слишком интересно, если крыса воспринимает тебя только как источник еды.
И да, я у заводчиков про характер не спрашиваю теперь уже - мне интересно с крысами разными по характеру. А когда я была новичком, то спрашивала, спокойных ли он.