Как показало исследование Берлинского университета имени Гумбольдта, крысы с удовольствием играют в прятки, быстро учатся правилам игры и могут «переключаться» между ролями водящего (ищущего) и спрятавшегося (искомого).
Ученые исследовали игровое поведение шести самцов подросткового возраста в помещении размером 30м² с несколькими укрытиями. В течение 1-2 недель все крысы запомнили правила игры и успешно искали и находили спрятавшегося человека. Кроме того пять крыс из шести научились прятаться сами и поняли принцип смены ролей.
Эксперимент
Крыса помещалась в контейнер с радиоуправляемой крышкой. В это время человек прятался в одном из дальних укрытий, как правило, за коробкой, крышка контейнера открывалась, и крыса шумно отправлялась на поиски. Когда крыса наконец-то находила спрятавшегося человека, в качестве вознаграждения она получала игру и почесушки с элементами щекотки (так же с крысами обычно играют крысоводы). Пищевого вознаграждения испытуемые не получали ни разу в течение всего эксперимента.
Во второй части эксперимента крыса перенимала роль искомого. Человек прятался около контейнера с животным, крышка открывалась, и крыса убегала к одной из коробок. В отличие от первой части эксперимента, в этом случае крысы вели себя намного тише и укрытие выбирали очень тщательно, предпочитая темные, непросвечивающие коробки.
«На основании долгих наблюдений за крысами, мы пришли к выводу, что они играют просто для удовольствия, — поделился Михаэль Брехт, один из авторов эксперимента. — Нельзя полностью исключить вероятность того, что крысы играли в прятки с учеными ради вознаграждения, но многое говорит за гипотезу о получении животными удовольствия именно от самого процесса игры. Например, резкая смена маркеров поведения при переходе от «искать» к «прятаться». Когда мы их находили, часто они убегали и снова перепрятывались уже в другом месте, не получая никакого вознаграждения». Это один из показателей того, что вознаграждение крысам было не так и интересно.
Запись активности мозга крыс во время игры в прятки показала повышенную активность префронтальной коры и смену активности мозга вместе со сменой роли. У человека эта часть мозга отвечает за социальное взаимодействие и смену перспективы. Животные с таким сложным социальным поведением, как правило, играют особенно охотно и много. Игровое поведение служит для тренировки, подготовки и улучшения определенных навыков, важных для жизни в социуме и выживания.
Автор текста Katharina From
Источник информации, фото и видео: Humboldt-Universität (Reinhold, Sanguinetti-Scheck, Hartmann, Brecht)
Новостью поделился Алексей Зимин