Coustique, насчёт патриархальной семьи. Я говорю не о частных случаях. Частные случаи - это когда мужчина считает свою жену вещью и относится к ней соответственно. Среди русских такие индивиды тоже встречаются время от времни. Понимаете, речь идёт не о подавлении и насилии, а о разделении обязанностей. Мужчина действует активнее и больше рискует, защищая свою семью от внешнего мира, и за это получает больше общественных привилегий. Женщина действует "внутри" семьи, что тоже важно, и за это пользуется уважением. Женщина на Кавказе в 19 веке могла остановить поединок мужчин, сорвав головной платок и встав между ними, могла спасти пленённого врага, дотронувшись до него, могла спасти мужчину от кровной мести со стороны своих родичей. Если хозяйка дома омывала руки гостю - это считалось величайшей честью (для гостя!). То есть оба пола имели свои привелегии, но привелегии эти были РАЗНЫМИ, а не одинаковыми, как у нас. Уважение в разных культурах проявляется по-разному. Не стоит брать свою культурную модель за точку отсчёта и называть её единственно верной.
Насчёт поцелуев. А почему, собственно, это не должно считаться развратом? Чем плоха строгость нравов? Выразить симпатию к мужчине или женщине можно и иным, менее интимным, способом. В нашей культуре (в настоящее время) такое поведение считается нормой, как и секс до брака, в их -нет. В чём проблема, если и кавказских женщин, и кавказских мужчин устраивает подобное положение дел? Это просто ДРУГАЯ культура, отличная от русской. Она не выше и не ниже - она просто другая, но так как мы все живём в одной стране, мы обязаны хотя бы попытаться уважать друг друга, а не навязывать свой образ жизни как единственно верный и не клеймить всех, кто от нас отличается "дикарями и варварами".
Shess, видите ли, чтобы переехать из своей культурной среды в другую, резко отличающуюся от прежней, нужны серьёзные основания. Как правило, люди решаются на такой поступок по двум причинам: 1) культура, в которой они родились и выросли "несозвучна" их натуре (например, кавказская девушка хочет открыто флиртовать с мужчинами и ходить в ночные клубы, не сталкиваясь с постоянным осуждением и непониманием); 2) обстоятельства складываются так, что люди вынужденны уехать из-за несчастья, случившегося в их жизни (сбежать от домашнего насилия, например). А куда бежать, если не в столицу - Москву или Питер - о которой столько слышала? Так что на том же основании, на каком Вы заявляете, что мне в Дагестане встречались сплошные "счастливые исключения", я могу сказать, что Вам в Москве встречались те же исключение, но с "отрицательным знаком" - девушки, приехавшие в столицу по причине несчастья, случившегося именно в их жизни, что никак не говорит о нормальности подобного положения дел.
Все эти прекрасные истории, которые вам поднесли на блюдечке - красивая картинка, которую нарисовали интересующемуся чужаку. Причем нарисовали те, кто имеет право с этим чужаком общаться. Еще раз напоминаю, что куда вам не надо было, туда вас и не пускали.
Но почему-то вы допускаете возможность таких манипуляций в интервью с непосредственными жертвами, но сами уверены, что узрели истину.
Вот это и забавно.
Вы это серьёзно? Вы правда думаете, что меня мог обманывать ВЕСЬ ГОРОД в течение целого МЕСЯЦА? Я ведь уже писала, что приехала в экспедицию одна, по собственной инициативе, без официального сопровождения. И по Дербенту я гуляла так же, как гуляю по Москве, и в общественном транспорте ездила, и на рынок ходила (одна или с девчонками из лагеря, как ходят местные девушки)... И всё это время смотрела и слушала, как живут в этом городе люди. У антропологов это называется включенным наблюдением. И здесь мне здорово помогло то, что в Дагестане проживает очень много этносов со своими взаимонепонимаемыми языками, и русский используется ими в качестве языка межнационального общения. То есть между собой люди говорят на русском.
Ну нет там массы забитых угнетённых женщин, просто нет!
А вообще что проще? Почитайте серьёзную этнографическую литературу (например, статьи из журнала "Этнографическое обозрение" - большинство номеров есть в Сети; или книгу "Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в 19 веке" - тоже неплохо, хоть и кратенько), съездите сами в Дагестан и посмотрите СВОИМИ ГЛАЗАМИ, как живут там женщины. А то как-то глупо получается: я говорю: "Я там была - причём, не в течение пары дней и не в санатории за высокими стенами без контакта с внешним миром, а просто жила среди людей, говорю о том, что видела", а мне в ответ: "Всё неправда, целый город Вас гнусно обманывал!"